Физические лица Республики Беларусь имеют право заниматься коммерческой деятельностью без создания юридического лица с момента государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Вести бизнес без такой регистрации запрещается законом и может быть причислено к административным или даже уголовным правонарушениям.
Итак, пакет документов собран и подан в местную администрацию для проведения регистрационной процедуры. Сразу или на следующий день заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации ИП, которое позволяет осуществлять коммерческую деятельность и получать доход.
После этого прошло 5 рабочих дней и уже получены документы, указывающие о постановке на учет в госорганах (Налоговая инспекция, Фонд соцзащиты населения, Белгосстрах, статистическое бюро). После этого предпринимателю необходимо провести еще несколько действий, которые можно назвать пострегистрационные мероприятия.
Что необходимо сделать после регистрации ИП?
- Посещение налогового органа. Несмотря на то, что постановка на налоговый учет осуществляется автоматически, обратиться к налоговикам нужно, чтобы познакомиться с инспектором и выполнить следующие действия:
- предоставить ксерокопию регистрационного свидетельства (не обязательно, но желательно);
- принести специалисту папку-скоросшиватель, где впоследствии будут в порядке содержаться все документы по ИП (ИМНС является бюджетной организацией, поэтому папка, принесенная предпринимателем, будет весьма кстати);
- взять у инспектора реквизиты, куда можно перевести денежные средства за книгу замечаний и предложений, которые будут оставлять клиенты и покупатели; книгу необходимо пронумеровать и аккуратно вести, как это рекомендуется законодательством;
- купить в киоске, распложенном в налоговой инстанции, книгу учета проверок и ревизий, ее также необходимо пронумеровать, прошить и подписать (проштамповать при наличии печати), после регистрации книга выдается предпринимателю в пользование;
- обсудить с инспектором вопросы, которые касаются выбранного предпринимателем режима налогообложения (виды журналов и документов, которые придется вести);
- при условии перехода на упрощенное налогообложение нужно не позже 20 дней после госрегистрации предоставить заявление, которое отдается инспектору или в службу «одно окно»;
- Посещение Фонда социальной защиты населения, статистического бюро и Белгосстраха необходимо только в ситуации, когда предприниматель собирается привлекать наемных работников. Чтобы заниматься индивидуальной деятельностью, предприниматель вправе привлечь к работе не более 3-х сотрудников, с которыми подписывает трудовые контракты. Это могут быть как родственники, так и посторонние граждане.
- Подача заявки на изготовление печати (при необходимости). В специализированную мастерскую подается заявление и свидетельство о госрегистрации ИП (никаких разрешений не требуется). Сроки изготовления печати зависят от загруженности специалистов мастерской.
- Посещение финансовой структуры для открытия расчетного счета, который позволяет осуществлять безналичные расчеты с клиентами, покупателями, юридическими лицами. Перечень документов для открытия счета нужно уточнять в банке. В числе стандартных бумаг: заявка и ксерокопия регистрационного свидетельства.
- Получение лицензии – специального разрешения на осуществление деятельности. Перечень представлен в Налоговом кодексе Республики Беларусь. В настоящий момент для подавляющего большинства видов деятельности разрешение получать не нужно.
Внесение изменений в свидетельство о госрегистрации ИП
Если индивидуальный предприниматель изменил фамилию, имя, отчество или адрес своего проживания, то он должен в течение 1 месяца обратиться в регистрирующий орган, чтобы внести произошедшие изменения.
Документы, которые необходимо предоставить регистратору:
- заявление, которое заполняется по рекомендованной форме;
- белорусский паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- оригинальное регистрационное свидетельство;
- 1 фото формата 3 на 4 см;
- платежная квитанция, подтверждающая оплату госпошлины за оказание услуги.
После этого предпринимателю выдается новое свидетельство. Если намечается смена вида деятельности, то внесение изменений в свидетельство не предполагается.